Классификация и виды грузового автотранспорта
Для осуществления грузоперевозок при отсутствии собственного транспорта приходится прибегать к его аренде. При этом возникает вопрос - какой автомобиль заказать? Современная машиностроительная промышленность предлагает огромное разнообразие грузовиков, рассчитанных под определенную специфику грузов. Для того чтобы сделать правильный выбор, требуется в первую очередь разобраться, какие виды грузовой автомобильной техники встречаются на дорогах России.
Типы грузовой автомобильной техники
Грузовые автомобили имеют высокую тоннажность. Они представляют собой кабину для водителя, а также специальный отсек для укладки груза. Исходя из типа кузова, весь грузовой автотранспорт делят на три категории:
- бортовой;
- фургонный;
- тягачного типа.
Бортовые автомобили представляют собой классические грузовики с открытой кузовной частью. Их обычно применяют для перевозки сыпучих материалов. Такие машины зачастую оснащаются плоским тентом, который позволяет укрыть груз от осадков или выветривания.
Фургоны являются усовершенствованной конструкцией, которая вместо открытого кузова имеет герметичный отсек. Он может представлять собой контейнер или кузов с рамой, на которую натянут тент в форме короба. В нем транспортируются грузы с обеспечением более высокого уровня безопасности. Уложенные в фургон материалы полностью защищены от осадков, ветра и прочего негативного воздействия.
Тягачи представляют собой платформу с кабиной и мощным двигателем. Они предназначены для буксировки. Фактически рама такого грузовика не оснащена грузовым отсеком. Также бывают седельные тягачи, которые отличаются хорошей маневренностью, что позволяет перевозить длинномер. При этом при необходимости полуприцеп можно отсоединить и подключить к другой машине.
Разновидности по типу кузова
Кузов автомобиля может иметь различную конструкцию:
- бортовая;
- тентованная;
- цельнометаллическая;
- изометрическая;
- рефрижераторная;
- цистерная;
- самосвальная;
- платформочная.
Бортовые грузовики являются самыми простыми. Они оснащены платформой, окруженной бортами. Для осуществления погрузки или разгрузки борты откидываются. Все работы выполняются вручную или с помощью погрузчиков.
Тентованная техника является более усовершенствованной бортовой, которая оснащается специальным каркасом, обтянутым тентом. Для его затягивания применяется специальный шнур. Это позволяет укрыть груз от осадков. К преимуществам тентовых типов кузова относится их небольшой вес, поскольку тент довольно легкий. Для загрузки такие кузова имеют открываемые входы сзади, сбоку или сверху. Существуют конструкции, которые позволяют отбрасывать тент и снимать отдельные стойки его крепления для облегчения осуществления погрузки или разгрузки.
Цельнометаллический кузов более надежный, чем тентовая конструкция, поскольку полностью защищает груз от любого воздействия. К примеру, с тентовой техники возможна кража груза. Для этого нужно просто разрезать тонкие стенки брезента. В случае с цельнометаллическим кузовом это проделать довольно сложно, особенно если дверь закрыта замком. Недостатком цельнометаллических фургонов является более высокий вес, что снижает грузоподъемность техники, а также невозможность осуществления столь удобную погрузку и разгрузку, как при наличии тента, который откидывается.
Изометрический кузов представляет собой конструкцию на базе цельнометаллического типа, который изнутри обклеен специальными теплоизоляционными материалами. Они сохраняют внутреннюю температуру кузова, не позволяя его содержимому промерзать или перегреваться. Такой тип техники применяется для транспортировки особенных материалов, избыточная температура для которых губительна. Это могут быть нежные продукты питания, а также электронная техника.
Рефрижераторы составляются на базе металлических утепленных кузовов, которые дополнительно комплектуется холодильными агрегатами, понижающими температуру внутри. Их применяют для транспортировки замороженных продуктов, мороженого, медикаментов и химических реагентов. Рефрижераторы разделяется на 6 классов. Самый слабый обеспечивает температуру от +12 до 0 градусов, а самые мощные рефрижераторы способны поддерживать до -20 градусов. Транспортировка рефрижераторами - самая затратная, поскольку увеличивается расход топлива для обеспечения работы холодильной установки.
Цистерны применяются для транспортировки жидких грузов, а также газов. Они изготовляются из толстой стали или алюминия. По форме цистерны бывают круглыми, в виде эллипса или чемодана. Слив жидкости из цистерны осуществляется либо самотеком через шланг, либо с помощью специального насоса. Для транспортировки специфических жидкостей, которые должны храниться в определенных температурах, зачастую некоторые модификации цистерн оснащены "паровыми рубашками". В них циркулирует разогретый пар, подогревающий все содержимое. Внутри цистерны устанавливаются поперечные волнорезы. Они предотвращают образование волн внутри, что исключает опрокидывание транспортного средства в случае неполного заполнения жидкостью.
Самосвал представляет собой цельнометаллический бортовой кузов открытого типа, который оснащается гидравлической системой, поднимающей его с одной стороны. Это обеспечивает сбрасывание груза вниз через открытый задний или боковой борт. Такая техника применяется для перевозки сыпучих строительных материалов, а также угля и зерна. Самосвал позволяет провести разгрузку буквально за несколько минут, при этом наличие специальных погрузчиков не требуется.
Платформы представляют собой плоскую раму на колесах. Она предназначена для перевозки тяжелых грузов. Подобная техника зачастую применяется для транспортировки балок, труб, а также легковых машин и прочей техники. Зачастую на платформах устанавливаются собственные подъемные механизмы для облегчения погрузки. Существует несколько разновидностей платформ, которые предназначены исключительно для перевозки леса, машин, столбов электропередач, труб, жаток для сельскохозяйственных комбайнов и т.д.
Прицепы и полуприцепы
Тягачи, а также многие разновидности обычной грузовой техники, оснащаются мощными двигателями и рамой, поэтому дополнительно могут буксировать прицепы, что увеличивает грузоподъемность. Прицеп представляет собой отдельно стоящую платформу на колесах, которая не имеет собственного двигателя. Он присоединяется к тягачу или другой грузовой технике, формируя автопоезд. Колесная ось и подвеска прицепа берут на себя давящую нагрузку, в то время как двигатель основной машины осуществляет буксировку. Конструкция прицепов предусматривает довольно много разновидностей:
- бортовые;
- самосвальные;
- тентованные;
- рефрижераторные;
- изотермические.
Бортовые прицепы представляют собой колесную платформу с бортами. Самосвальные дополнительно оснащаются гидравлической системой, которая поднимает платформу кузова, осуществляя сброс сыпного груза. Тентованные представляют собой бортовую конструкцию с жестким каркасом, обтянутым брезентом. Рефрижераторные прицепы оснащается холодильными установками, понижающими внутреннюю температуру. Изотермические - препятствуют проникновению холода или жары из внешней среды внутрь прицепа. Они не позволяют грузу перегреться или промерзнуть.
Полуприцеп является разновидностью прицепа, которая не только цепляется за транспорт, но и частично опирается на его платформу. Их буксировка возможна только тягачами. Полуприцепы могут быть выполнены в виде цистерны, трала, платформы, самосвала или обычной тентованной коробки.