Перечень документов для сопровождения грузов по территории РФ
Грузоперевозка является нормативно урегулированной деятельностью, для осуществления которой требуется наличие целого ряда документов. При их отсутствии осуществление коммерческих услуг не допускается. Кроме этого отсутствие правильно составленной документации не позволит требовать от исполнителя компенсацию в случае выявления повреждений или недостачи. Исполнитель несет материальную ответственность перед заказчиком за нанесенные повреждения вверенному грузу до момента его передачи в пункте назначения.
Взяв у клиента груз для его дальнейшей транспортировки, исполнитель должен выдать экспедиторский документ. Он является юридической гарантией того, что в случае возникновения любых неприятностей материальная ответственность снимается с заказчика и ложится на исполнителя, который предоставляет услуги транспортировки.
Кроме экспедиторского документа, исполнитель передает водителю составленный заранее путевой лист, который предусматривает маршрут движения, а также накладную.
Зачем нужна товарно-транспортная накладная (ТТН)
Товарно-транспортная накладная является ключевым документом при предоставлении услуг грузоперевозок. Она состоит из двух частей - товарной и транспортной. В товарной части предусматривается таблица, вносятся характеристики отправляемого и получаемого груза. На ее основании можно сверить количество предметов и их состояние на момент отправки и прибытия. Именно благодаря данному разделу можно определить недостачу и повреждения.
Транспортная глава отображает договор, подписанный между заказчиком и исполнителем. В нем указываются все организационные моменты вместе с сопутствующими работами, которые должны быть соблюдены, чтобы услуга считалась выполненной по каждому пункту договора.
Накладная служит нескольким целям. В первую очередь, она подтверждает факт заключения договора грузоперевозки. Также документ отображает стоимость услуг, заработную плату водителя и прочие организационные моменты. Самое гласное - ТТН подтверждает правомерность осуществление перевозки, что бывает необходимо при проверке транспортного средства сотрудниками МВД. Это доказывает, что груз не украден, а фактически транспортируется по указанию его владельца.
Количество экземпляров ТТН
Накладная выписывается в четырех экземплярах:
- для отправителя;
- для экспедитора;
- для подтверждения факта выполнения услуг перед организацией;
- для вычисления зарплаты водителя.
Первый экземпляр сохраняется у отправителя. Он предназначен для отображения факта выхода груза из-под его компетенции. В нем отображаются особенности упаковки и крепления груза, имеющиеся повреждения на нем, а также прочие дефекты. Это является юридической перестраховкой от предъявления претензий к отправителю или другой стороне после прибытия. Дефекты груза отмечаются водителем под контролем отправителя.
Остальные три экземпляра накладной подписываются и штампуются печатями отправителя. Эти экземпляры остаются у водителя, после чего он вручает их остальным задействованным участникам в определенной последовательности. Второй экземпляр сдается грузополучателю, который по нему проверяет соответствие получаемого груза. В случае выявления отклонений составляется акт, в котором вносятся недочеты и имеющиеся повреждения.
Последние две копии накладной подкрепляются печатью заказчика, после чего передаются исполнителю. Одна копия используется для расчета стоимости услуг. Вторая используется бухгалтерией для начисления заработной сотрудникам компании перевозчика.
После того, как на всех экземпляр ТТН были заполнены в полном объеме, с транспортной организации снимается любая ответственность за дальнейшую судьбу груза. Если перед началом перевозки были выявлены недочеты, которые отобразились в специальном акте, разбирательство ложится только на отправителя и получателя.
Особенности заполнения ТТН
Имеющиеся графы в ТТН должны быть заполнены с указанием даты доставки груза, а также наименованием транспортной компании и пунктов погрузки и разгрузки. Графы с 20 по 44 заполняются водителем и бухгалтером исполнителя. В них указываются километраж, время простоя и расценки на различные транспортные услуги, которые были оказаны во время проведения перевозки. Довольно распространены случаи, когда в ТТН невозможно внести все важные характеристики перевозимого груза, поэтому к документу можно прикрепить форму ТОРГ-12. При этом на накладной делается соответствующая отметка о том, что прилагается ТОРГ-12, без которого документ считается недействительным.
Путевой лист
Путевой лист является также важным документом, который выдается со стороны исполнителя. Он предъявляется водителю на погрузке. Данный документ отображает маршрут, по которому должен следовать водитель. Любые отклонения от заданной траектории движения являются грубым нарушением. При составлении путевого листа учитываются габариты транспортного средства, что исключает вероятность встречи на пути неопределимых препятствий, таких как низкие опоры электропередач или мосты.
Договор между заказчиком и исполнителем
При транспортировке груза оригинал или копия договора о предоставлении услуг перевозки должна быть у водителя. Это подтверждает факт, что груз не украден и перевозится согласно пожеланию его владельца. При необходимости договор может быть заменен доверенностью, которая выдается заказчиком на имя экспедитора. При этом на доверенности должны стоять штампы. Сотрудники МВД при остановке грузовика вправе потребовать данный документ, и его отсутствие может стать основанием для задержки груза до выяснения.
Что должен иметь при себе водитель
Кроме документов, раскрывающих происхождение груза, водитель должен иметь и прочую документацию, которая подтверждает его право на осуществление перевозки:
- водительское удостоверение;
- регистрацию ТС;
- подтверждение право собственности или пользования ТС;
- трудовой договор;
- страховку.
В отдельных случаях требуются санитарный паспорт и медицинская книжка. Они нужны при транспортировке пищевых продуктов. В случае работы с взрывоопасными или отравляющими веществами дополнительно требуется предъявить:
- свидетельство о допуске водителя к работе с данной категорией;
- карту действий при аварии;
- данные для экстренной связи с владельцами груза.
В случае транспортировки скоропортящихся продуктов, в распоряжении водителя должны быть:
- документ о замерах температуры;
- сертификат качества загруженной продукции;
- сертификат о карантинном контроле;
- свидетельство от ветеринарной службы;
- санитарный паспорт.
Перечисленные документы нужны только при транспортировке специфических скоропортящихся продуктов. К примеру, ветеринарное свидетельство необходимо при транспортировке животных или их тушек. Лист контрольных проверок температуры требуется, когда перевозятся грузы, которые должны находиться в специальных температурных условиях. Примером может быть замороженное мясо, рыба или медикаменты.
Для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов дополнительно необходимо иметь специальное разрешение, а также пропуск, который выдается органами ГИБДД и помещается на правом нижнем углу лобового стекла.
Профессиональные грузоперевозки под ключ
Наша компания осуществляет квалифицированные грузоперевозки под ключ, гарантируя профессиональный подход. Мы имеем большой практический опыт, поэтому хорошо осведомлены о специфике любого груза. Специалисты проведут консультацию и подготовят все необходимые документы для того, чтобы ваш груз был доставлен вовремя с минимальными задержками.